История не терпит шаблонов (о "суворовском" дубе)
Современный мир нуждается в истории точно так же, как и первобытное общество. Позволю себе метафору: она строит будущее, являясь его фундаментом; ведь без истории, мифа и факта здание нашего будущего утонет в зыбком болоте разногласий и мнений. История не приемлет стереотипного суждения. От того, с какой стороны мы посмотрим на факт, с ним ничего не произойдет. Мы можем лишь в большей или в меньшей степени обманывать себя. Факт есть факт. Он первичен по отношению к мнению, а мнение - плод восприятия и переосмысления факта.
У нас есть сложности с восприятием исторического факта. У всех в Крыму есть такие сложности. Потому что все считают, что от того, как он воспримет то или иное событие, полностью зависит его личное "справедливость восторжествовала". По сути, крымчане живут и общаются через многослойную систему стереотипов. И каждый судит лишь так, как ему удобно. О том, что за личное мнение на человека обижаться не надо, я и хочу рассказать в этой статье.
Сейчас это растение находится на территории детского парка в Симферополе. Еще несколько крупных дубов находится в Иософатской долине в Бахчисарайском районе. Это дубы на старом караимском кладбище. Художники успели запечатлеть его в оригинальном виде.
Караимы почитали эти дубы и тщательно их оберегали от вырубки, что даже послужило появлению такого названия, как "Балта Тиймэз" ("да не тронет топор!"). Еще византийские писатели XIII в. отметили, что в Крыму, в особенности в окрестностях Фула (Карасубазара) есть заросли исполинских дубов. Так куда же делись эти заросли?
Мараторий на вырубку дубов частично сохранил старинные дубы в Иософатской долине. Кладбище сильно поросло кустарниками и низкими молодыми деревцами. Современный его вид запечатлен здесь:
Дуб в славянской мифологии | Дрова дубовые в Москве |
Особую роль в мифологии играет образ дуба, увитого «золотой ветвью» ...
Дубу отводилась значительная роль в мифопоэтических представлениях ... http://www.drova-k-domu.ru/base/mif_dyb.htm |
Куда пропали Карасубазарские дубы, росшие вдоль реки Биюк-Карасу? Однозначный ответ - вырубили. Вот с вариантами "почему?" поинтересней. Оказывается, реликтовые крымские дубы были вырублены на производство колышков для виноградных садов. Это производство было поставлено на поток, и вскоре от реликтовых рощ, которые являются ровесниками истории человечества, остались лишь единично уцелевшие деревья и остаток рощи в Перевальном. На фотографии ниже русский царь гуляет среди садов винограда, в которых использованы те самые колышки, ставшие причиной истребления тысячелетних великанов.
фотография с crimea-rossia.mirtesen.ru
Старейший из известных на полуострове живых ныне дубов - дуб скальный - сохранился в горах близ села Керменчик (Высокое) Бахчисарайского района. Его возраст, по предположениям ученых и краеведов, значительно превышает тысячу лет. О старожиле крымского леса долго не знали даже лесники: о нем им рассказали местные долгожители. Размеры дуба впечатляют: шириной он более восьми метров.
Из крымских реликтовых деревьев сохранились не только дубы. Есть и тисы, фисташки и маслины. Возраст этой фисташки составляет около 2 тыс. лет. Она находится на территории ННЦ Никитский ботанический сад.
Но давайте вернемся к "суворовскому" дубу. Для меня очевидно, что в то время весь Крым был полон лесов, в том числе и рощ из таких исполинских дубов, как этот.
фотография с discover.crimea.ua
Более того, нет точных указаний о месте проведения переговоров русских с турецкой стороной. Но известно, что в окрестностях этой рощи в в 1778 году Александру Суворову было приказано организовать переселение христианского населения Крыма в Приазовье. Добровольно-принудительные сборы 31.000 армян, урумов и ромеев прошли быстро и организованно. Если армяне жили в городах и являлись торговцами и ремесленниками, то урумы и румеи составляли значительную часть населения горного Крыма. Это коренные народы Крыма, имеющие одинаковое с крымскими татарами происхождение. Та часть населения горного Крыма, которая имела преимущественно тюркские и аланские корни и исповедовала христианство, называлась "урумами" (по-турецки "православными"), мусульманская же часть назыается "татами". Румеи, в отличие от урумов, - выходцы из юго-западного Крыма (Феодоро), говорят на суржике из поздневизантийских диалектов и слов из разных языков народов, живущих в Крыму. У них преобладают готские корни. Являются кровными братьями бахчисарайских катфритских татар и южнобережцев. Их изгнание из Крыма, насильственное переселение в Донецкие и Мариупольские степи обернулось трагедией для Крыма. Вдобавок у многих мусульманских сельских общин в горном Крыму была отнята земля, что послужило причиной массовых миграций в Османскую империю. Тысячи поломанных жизней, череда потерянных поколений, упадок сельского хозяйства в горном Крыму - вот цена событий у "суворовского" дуба.
Присвоение имени "суворовский" одному из последних дубов рощи, древней, как и само человечество, на мой взгляд, - чистое кощунство. Кстати, дуб известен как "дёрт кардаш" ("четыре брата"), и именно под таким названием он числится в реестре памятников. И правда, четырехствольный гигант на небольшом расстоянии от земли расходится на 4 мощных ствола. Однако местные любители краеведения почему-то установили табличку с надписью "суворовский дуб".
На мой взгляд. самое время привести половецкую легенду об этом дубе, передаваемую из уст в уста карасубазарскими татарами. В давние времена состоялось по-настоящему эпическое сражение между половцами, населявшими предгорный и степной Крым, и ордами Золотой Орды. Потеряно много крови, потеряны жизни 4 богатырей, но была получена победа. В память о храбрых молодых людях их народ посадил в дубовой роще 4 саженца. Каждому было присвоено одно из имен героев - Бекмырза, Азми, Сувари, Бахри. До наших дней достиг только один - Бахри-эмин. Эта легенда записана Певатом Зети с уст старожилов города.
деревья - Claw.ru: Мифы и легенды народов мира ... |
Предание о мировом древе, которое обнимает корнями землю, а ветвями
держит небесный свод, славяне по преимуществу относят к дубу. http://legendy.claw.ru/shared/6/information/170.html |
Кстати, добавлю несколько слов о нынешнем состоянии сада вокруг "суворовского" дуба. Раньше вокруг дерева рос яблоневый сад, который относился к богатому совхозу Предгорье. Интересное зрелище: исполинский дуб, возвышающийся над яблоневыми деревьями.
фотография с hiperton.narod.ru
Сейчас яблоневые сады перешли в частную собственность, и новый хозяин выкорчевал все деревья (не только в окрестностях дуба). Поменялся не только статус земли для налоговой инспекции, поменялось нечто большее - в Белогорском районе нет большеяблоневых садов, производивших всемирно известные "Кандиль", "Кандиль Синап", садов груши сорта "Бера"... Ныне это поле выглядит так:
фотография с oleg-kozyrev.livejournal.com
Сейчас на этой земле планируется заложение нового парка. Дубом и местными достопримечательностями заинтересовался известный инвестор и меценат Олег Зубков. Он озвучил желание заложить парк "Суворовский".
Владимиру Килессе мы обязаны тем, что он сохранил остаток крепости караван-сарая Ташхан, прекратив его варварское разбирание на строительные материалы. Сейчас у нас сохранился фрагмент одной стены Ташхана и фундамент башни с аркой. А ведь в памяти того же В. Килессы были 4 стороны укрепленного сооруженя, которое местная громада посчитала ненужным. В то же время В. Килеса - автор мифа о "суворовском" дубе. Но, как отмечено в начале статьи, история не должна руководствоваться стереотипами. Лично я благодарен Владимиру Григорьевичу Килессе за все, что он сделал для города и для Крыма, а дуб - мелочи. Давайте его будем называть "четыре брата", а парк Зубкову порекомендем назвать как-то иначе, скажем, "Караимский".